Историческая справка: "Правилами о порядке расчётов в военное время в районе театра военных действий за имущество, реквизированное или уничтоженное по распоряжениям военного начальства и упролномоченных им гражданских властей, а равно за убытки, причиняемые неправильными действиями войсковых частей", высочайше утверждёнными 6 октября 1916 г., было определено, что вознаграждению за счёт казны подлежали производимые в районе театра военных действий:
а) реквизиции предметов в военных целях военными начальниками или гражданскими
чинами, уполномоченными на то подлежащими властями, в тех случаях, когда
реквизированное имущество перешло во владение казны;
б) наряды жителей по распоряжению вышеуказанных властей для производства работ,
вызванных военными обстоятельствами;
в) уничтожение хлебных и иных посевов и трав ( на корню, в снопах, копнах, стогах, скирдах
и в обмолоченном виде) по общему или специальному распоряжению военных властей;
г) уничтожение других видов имущества, произведённое по специальному распоряжению
военных властей.
Для разрешения данных дел были образованы:
а) главный комитет по делам о расчётах за реквизированное или уничтоженное по
распоряжению властей имущество;
б) ликвидационные комиссии;
в) оценочные комиссии (уездные, особые, военные);
г) реквизиционные комиссии.
Для рассмотрения претензий, подлежащих возмещению из хозяйственных сумм войсковых частей, учреждались войсковые комиссии. С введением этих "Правил…" была прекращена выдача вознаграждений из казны какими-либо другими учреждениями.
Реквизиционные комиссии образовывались распоряжением губернатора, согласно указаниям главного начальника военного округа. Район действия комиссии определялся губернатором.
На реквизиционные комиссии возлагалось производство реквизиций и оценок предметов, реквизированных ими или их подкомиссиями в военных целях.
В соответствии с "Правилами…" реквизиционные комиссии состояли из постоянных и временных членов. В постоянный состав комиссий входили – председатель и его два помощника, назначаемых губернатором. Во временный состав входили – представители от военного ведомства, от управления военных сообщений фронта и от министерств: финансов, внутренних дел, земледелия, торговли и промышленности – по назначению соответствующего руководства; от полевого контроля – по назначению главного полевого контролёра; от земских и городских управ – по их выбору, а в тех местностях, где не имелось земских или городских учреждений – от местных землевладельцев и домовладельцев – по назначению губернатора; от уполномоченных особых совещаний по обороне, топливу, перевозкам и продовольствию – по приглашению председателя комиссии. Число представителей ведомств и местного населения определялось главным начальником военного округа по представлению губернатора.
Для производства реквизиции председатель комиссии назначал подкомиссию из необходимого числа членов, но не менее трёх. На подкомиссию могло быть возложено также составление плана предстоящей реквизиции.
О времени производства реквизиции ставились в известность представители полевого контроля, а также, если была возможность, владельцы имуществ, предназначенных к реквизиции. Однако, их отсутствие не останавливало производства реквизиции. О производстве реквизиции на месте комиссией составлялся акт. Для действительности постановления реквизиционной комиссии требовалось присутствие председателя комиссии, одного из его помощников, представителя полевого контроля, не менее двух членов комиссии и одного из членов подкомиссии, производившей реквизицию.
Реквизиционные комиссии периодически должны были представлять отчёты о своей деятельности в ликвидационную комиссию в сроки, ею определённые, и вести отчётность по формам, установленным главным комитетом по делам о расчётах за реквизированное или уничтоженное по распоряжению властей имущество.
Расходы на содержание и делопроизводство реквизиционных комиссий должны были покрываться из авансов, отпускаемых губернаторам главными начальниками снабжений. Председатель и члены постоянного состава реквизиционной комиссии за время исполнения ими обязанностей получали суточное вознаграждение. Члены временного состава получали вознаграждение за те дни заседаний и выездов, в которых принимали участие.
Новгородская реквизиционная комиссия была образована в Новгороде по распоряжению губернатора на основании приказа военного ведомства № 558 от 6 октября 1916 г. В письме Новгородского губернатора управляющему Новгородской контрольной палатой от 22 января 1917 г. сообщалось о том, что образована реквизиционная комиссия.
27 января 1917 г. Новгородской реквизиционной комиссией было отправлено сообщение в Новгородское губернское правление уже от своего имени.
Реквизиционную комиссию возглавил Меркулов Пётр Александрович. Свои действия комиссия открыла 1 февраля 1917 г. с районом действий в 7 уездах губернии: Боровичском, Валдайском, Демянском, Крестецком, Новгородском, Старорусском, Тихвинском.
Личный состав постоянных членов Новгородской реквизиционной комиссии в январе 1917 г. указан следующий:
- председатель (Меркулов Пётр Александрович, непременный член Новгородской губернской землеустроительной комиссии, действительный статский советник);
- 2 помощника председателя (фон Розенберг Александр Александрович, барон, помощник непременного члена Новгородской губернской землеустроительной комиссии, коллежский советник; Суханин Иван Ефимович, непременный член Новгородской уездной землеустроительной комиссии, коллежский асессор).
К временным членам комиссии относились представители от:
- военного ведомства;
- управления военных сообщений фронта;
- министерств: финансов, земледелия, внутренних дел, торговли и промышленности;
- полевого контроля;
- Новгородской губернской и уездной земских, Новгородской городской управ;
- уполномоченного совещания по обороне, топливу, перевозкам, продовольствию – по приглашению председателя.
Новгородская реквизиционная комиссия в 1917 г. располагалась в Новгороде по улице
Николаевской, д. 6, а с 9 мая того же года стала занимать помещение Новгородской уездной землеустроительной комиссии по улице Разважской, д. 6.
В сообщении Новгородского губернского комиссара Временного правительства Новгородской губернской земской управе от 26 мая 1917 г. указано, что по постановлению Новгородского губернского земского собрания всё делопроизводство Новгородской реквизиционной комиссии должно быть передано её председателем в Новгородскую губернскую земскую управу, с возложением обязанностей председателя комиссии на члена управы Савича К. Ф. Однако, в конце июня 1917 г. губернский комиссар вёл переписку всё с той же реквизиционной комиссией.
Председателями Новгородской реквизиционной комиссии были:
в 1917 г. – Меркулов П. А.;
в 1917-1918 гг. – Краснокутский Ю. П.;
в 1918 г. – Демидов С. [И.].
Ликвидация реквизиционных и оценочных комиссий произошла на основании приказа Наркомата по военным делам № 93 от 26 января 1918 г. В соответствии с приказом комиссии должны прекратить работу и быть расформированы. Дела должны быть сданы соответствующим ликвидационным комиссиям. Ликвидационные комиссии, временно сохраняясь, должны были принять всё имущество, дела и денежные суммы вышеуказанных комиссий.
Однако, Новгородская реквизиционная комиссия продолжала функционировать и в апреле 1918 г. В журнале заседания комиссии от 12 апреля 1918 г. в пункте 3 говорится о порядке раформирования комиссии. В постановлении этого заседания указано, что Новгородская реквизиционная комиссия считается расформированной с 17 апреля 1918 г., и всё делопроизводство передаётся в 3-ю ликвидационную комиссию Северного фронта. Последнее сообщение Новгородской реквизиционной комиссии, отправленное в Новгубисполком, датировано 17 апреля 1918 г.
Документы фонда № 684, Новгородская реквизиционная комиссия, на государственное хранение поступили в ГИАНО (ранее – Государственный архив Новгородской области (ГАНО) из Центрального государственного военно-исторического архива на основании распоряжения ГАУ МВД СССР № 33/4/1680 от 4 сентября 1953 г.
По акту № 55 о передаче документальных материалов 22 июня 1954 г. были сданы, а 24 июля 1954 г. была принята на хранение опись № 1 на 9 ед. хр. за 1917-1918 гг.
Проверки наличия и состояния дел фонда № 684 проводились 13 июля 1956 г., 10 июня 1978 г., 16 августа 2002 г., по итогам которых составлены акты.
По состоянию на 15. 02. 2007 г. в фонде № 684 числилось: одна опись, 9 ед. хр. за 1917-1918 гг. Рукописная опись не отвечала нормативным требованиям в качестве учётно-поискового документа. Заголовки дел плохо раскрывали состав и содержание документов. Требовали уточнения: название учреждения-фондообразователя и название фонда, заголовки дел, крайние даты документов дел. К описи не был составлен научно-справочный аппарат.
В феврале 2007 г. была проведена переработка описи фонда № 684. В результате чего было уточнено название учреждения-фондообразователя и название фонда, пересоставлены заголовки дел (с полистным просмотром дел), уточнены крайние даты документов дел, уточнена фондовая принадлежность дел. Систематизация дел изменена по хронологическому признаку, а внутри годовых разделов – по номинальному признаку. К описи составлены: титульный лист, предисловие, переводная таблица. К фонду № 684 составлена историческая справка.
В результате переработки описи составлена новая опись № 1 дел постоянного хранения на 10 дел (с № 1 по № 10) за 1916-1918 гг. (под № 10 в опись включена переработанная опись № 1).
В состав фонда № 684, Новгородская реквизиционная комиссия, вошли дела следующего содержания:
- журналы заседаний Новгородской реквизиционной комиссии и документы к ним;
- документы о выплате вознаграждений, суточного довольствия, путевых издержек постоянным, временным членам и служащим реквизиционной комиссии;
- переписка Новгородского губернского правления с помощником главного начальника Петроградского военного округа, главным управлением военных сообщений, главным полевым контролёром, Новгородской губернской земской управой, уездными предводителями дворянства об образовании Новгородской реквизиционной и уездных оценочных комиссий в губернии;
- переписка Новгородской реквизиционной комиссии с 3-й ликвидационной комиссией Северного фронта, канцелярией Главного начальника Двинского военного округа, помощником главного начальника и военно-окружным интендантским управлением Петроградского военного округа, Новгородским губернским правлением, Новгородским губернским и уездными комиссарами, Новгородской контрольной палатой, Новгородским губернским казначейством, уездными оценочными комиссиями об образовании реквизиционной комиссии и районе её действия, порядке расчётов за реквизированное или уничтоженное имущество, деятельности уездных оценочных комиссий, представлении ежемесячных сведений о произведённых реквизициях, представлении сведений о решённых и нерешённых делах, финансировании комиссий и расходовании ими средств, движении кредитов по смете, по личному составу, выплате вознаграждений служащим уездных оценочных комиссий, уменьшении количества уездных оценочных комиссий; ликвидации Новгородской реквизиционной и уездных оценочных комиссий; освобождении граждан от принудительных работ.
ОСНОВАНИЕ:
1. ГИАНО. Ф. 684. Оп. 1. Д. 1. Л. 27-27 об., 119.
2. Там же. Д. 2. Л. 33, 35, 57, 80, 85-86.
3. Там же. Д. 4. Л. 32-32 об.
4. Там же. Д. 5. Л. 28.
5. Там же. Д. 6. Л. 26, 30.
6. Там же. Д. 9. Л. 5 об.
7. ГИАНО. Ф. 686. Оп. 1. Д. 1. Л. 2-3, 5 об.-6 об.
8. Дело фонда № 684 (учётный документ). Л. 1-7.
9. Государственный архив Новгородской области: Путеводитель. – Лениздат, 1971. С. 378.
| Номер | Название описи | Даты | Дел |
|---|---|---|---|
| оп. 1 |
Опись №1 дел постоянного хранения за 1916-1918 годы. | 1916-1918 | 10 из 10 |
Заголовков: 10 из 10
Если Вы обнаружили ошибку в описи, пожалуйста, выделите фрагмент и нажмите CTRL+ENTER для внесения исправления!